В РГБ состоялись «Юргенсоновские чтения»
В Российской государственной библиотеке 28 ноября прошла Девятая Всероссийская
Очередная ежегодная конференция прошла в смешанном формате. В ней приняли участие учёные и специалисты из разных учреждений и библиотек — Московской государственной консерватории, Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Саратовской государственной юридической академии, Московского государственного педагогического университета, Федерального центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского, Российской государственной библиотеки.
В выступлениях участников были подняты важные аспекты основных направлений нотоиздательского дела в России конца XIX — начала ХХ века.
Отметим представленные материалы, связанные с именем Петра Ивановича Юргенсона и касавшиеся его взаимоотношений с разными композиторами, например доклад доцента Московского государственного педагогического университета Натальи Пушиной «Биографические факты композиторов конца XIX — начала ХХ века в зеркале переписки с издательством Юргенсона». Вопрос завещания Юргенсона, по которому издательство передавалось его сыновьям, а во главе встал Борис Юргенсон раскрыла кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН Наталья Логачёва в докладе «Переписка нотоиздательства П. И. Юргенсона с композиторами после 1904 года». Прекрасным дополнением к этому блоку стал короткометражный фильм о доме Юргенсона в Хохловском переулке, предоставленный потомком издателя Анастасией Юргенсон.
Выступления участников касались главных тем конференции, которыми остаются нотоиздательские и нототорговые каталоги, являющиеся ценной источниковедческой базой сведений о музыкальной культуре конкретных исторических периодов, с докладом выступила доктор искусствоведения, профессор, РГУ имени Н. А. Косыгина Ольга Радзецкая «Прейскуранты музыкальной торговли фирм „А. Гутхейль“, „Ю. Г. Циммерман“, „Ф. И. Детлаф“ и других: специфика и стандарты».
Ряд сообщений был посвящён раскрытию библиотечных фондов, на базе которых можно было познакомиться с особенностями отдельных экземпляров.
В выступлении заведующей отделом
В докладах сотрудников музотдела акцентировались редкие и ценные нотные издания из фонда книжных памятников. Людмила Лейченко в докладе «Музыка в жизни и творчестве А. С. Грибоедова» представила малоизученный материал, связанный с именем Александра Грибоедова, который был не только известным дипломатом, драматургом, но и заметным музыкантом своего времени. В выступлении Юлии Милёшиной «„...Раздался звук трубы военной...“: музыкальные баталии в книжных памятниках фонда музотдела РГБ» подробно рассматривались зарубежные и русские книжные памятники, в числе которых «Великая битва при Ватерлоо» К. Ф. Руппе (1815), «Героическая симфония: военная картина»
Среди новых тем, расширивших круг вопросов конференции, отмечено изучение взаимоотношений исполнителей, аккомпаниаторов в работе в кинотеатрах начала прошлого века, издание нотных сборников для сопровождения кино, включавших популярные музыкальные сочинения. Все это прозвучало в докладе кандидата юридических наук, доцента Саратовской государственной юридической академии Владимира Николаева «„Иллюстраторы картин“: соглашения с аккомпаниаторами
Особым вниманием был отмечен короткометражный фильм «Посвящается П. И. Чайковскому и Н. Ф. фон Мекк», представленный сотрудником Федерального центра «Информатика и управление» РАН Василием Титовым. Идея сюжета фильма, основанная на параллелях между ситуацией в мире конца XIX века и 2025 годом — времени, когда многие знаковые места российской истории остаются без участия. В фильме привлекается внимания общественности к объекту культурного наследия — усадьбе фон Мекк. Не всегда война разрушает памятники, не меньшее разрушение приносит равнодушие и забвение в мирное время.
Все доклады сопровождались презентациями и активно обсуждались. Участникам был вручён сборник «Песни, рождённые войной и Победой: из фондов Российской государственной библиотеки» (Москва : Пашков дом, 2025), составителем которого выступила Алла Семенюк и который специально был подготовлен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.


























